Хитрости при замене поршневого пальца

Инструменты, методы и хитрости ремонта

Модераторы: LevS, sky

Хитрости при замене поршневого пальца

Сообщение werwoolf » Чт дек 08, 2016 3:26 pm

Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
Зашел, давеча, у нас с Львом Львовичем спор, о том каким молотком надо выбивать поршневые пальцы, 300-граммовым али кувалдой? А сошлись мы на обухе топора! :D
Это присказка, а вот и начало сказки:
LevS писал(а):Ребяты! А почему пальцы требуют выбивания? :shock: Они же там на втулке и должны выходить без значительных усилий пальцами! Только на очень древних моторах (до 72г.) были пальцы впрессованы как на жигулях. Оно же называется НЕ плавающий палец.

werwoolf писал(а):Из втулки они выходят без проблем, а воз из самого поршня значительно труднее, это я по своим поршням помню.

LevS писал(а):Так там же стопорные кольца! Товарищи, если они уже туго ходят в поршне, значит, что-то им мешает и суть плавающего пальца пропадет! У меня куча новых поршней и во всех (где-то нужно протереть вэдешкой) палец монтируется и снимается руками.

werwoolf писал(а):Стопорные кольца, это понятно, но я всю жизнь снимал и ставил пальца именно съемником и на батиной АУДИ (даже новые так собирали) и на своих (Альфа, Тазерати Ведропорте)... :?

LevS писал(а):На ВАЗе само собой только съемником, там палец не плавающий, а как раз впрессованный. Плавающий палец должен плавать :-) Если его прикусывает, то он потихоньку там всё раздраконит и заклинит. Причем, он так может долго ездить по идеи...т.к. вращательных нагрузок нету.


Собственно, 2 дня мы спорили о ток как же все-таки должны ставиться/сниматься плавающие поршневые пальцы - руками или специальным съемником?
Истину нашли в вине в интернете и оказалось, что мы оба неправильно представляем себе что же такое "плавающий палец" и как правильно его вынимать/ставить!
Чтобы уважаемые форумчане и читатели не попали впросак, в этой теме было решено рассказать как же все-таки правильно это делать и чем.

Для начала немного понимания о чем же пойдет речь:
По условиям кинематической схемы кривошипно-шатунного механизма, преобразующего возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение, необходимо чтобы обе головки шатуна были подсоединены шарнирно. Поршневой палец является осью качания шатуна в соединении с поршнем. Через поршневой палец передаются все силы, возникающие между поршнем и шатуном. К этим силам относятся сила инерции, возникающая при изменении направления движения поршня, сила давления сжимаемой в цилиндре двигателя воздушно топливной смеси или воздуха в дизельном двигателе при сжатии и, главное, сила давления расширяющихся газов во время рабочего такта.
Во время работы двигателя на поршневой палец действуют изгибающие усилия и усилия среза. Под воздействием этих усилий поршневой палец может принять недопустимую овальность, в результате которой возможно заклинивание поршня в поршневой головке шатуна или в бобышках поршня. Овальность поршневого пальца может привести к появлению трещин в бобышках поршня и последующему разрушению поршня.
Тот самый палец:
Изображение

По способу осевой фиксации пальцы делятся на две группы:
1 – фиксированные
2 – плавающие
Изображение
1.Фиксированный палец с фиксацией в отверстии поршня
2.Фиксированный палец с фиксацией в поршневой головке шатуна
3.Плавающий палец с фиксацией при помощи стопорных колец

Фиксированным называется поршневой палец, который не вращается в одном из соединяемых элементов за счёт установки с тугой посадкой или в верхней головке шатуна или в отверстиях бобышек поршня. Тугая посадка поршневого пальца в одном из элементов обеспечивает осевую фиксацию пальца. Чаще фиксированное соединение обеспечивается в верхней головке шатуна. При этом вращение пальца осуществляется в отверстиях бобышек поршня.
Плавающим называется палец, установленный с необходимым зазором, и в верхней головке шатуна, и в бобышках поршня.
В этом случае осевая фиксация поршневого пальца осуществляется за счёт стопорных колец, устанавливаемых в специальные проточки в бобышках поршня.
Во время работы плавающий палец вращается и в головке шатуна и в бобышках поршня. При таком соединении необходимо обеспечить рекомендованный зазор как между пальцем и бобышками поршня, так и между пальцем и втулкой поршневой головки шатуна. В двигателе с плавающим поршневым пальцем для уменьшения трения в поршневую головку шатуна устанавливается бронзовая втулка.

Установка плавающего поршневого пальца
Для обеспечения необходимого зазора (натяга) в соединении с пальцем, поршни в зависимости от диаметра отверстия под поршневой палец и пальцы в зависимости от наружного диаметра обычно делятся на несколько размерных групп (классов).
Если поршневой палец устанавливается в отверстие поршня с натягом. Сначала проверяется зазор в соединении поршневого пальца и шатуна. При комнатной температуре (20º С) смазанный моторным маслом палец должен входить во втулку верхней головки шатуны под усилием большого пальца.
Далее нагреваем ПОРШЕНЬ в ванне с горячей водой, в которой поддерживается температура 60º ÷ 85º С.
Изображение
Смазанный моторным маслом палец должен легко входить в отверстие поршня. После остывания палец должен быть неподвижным или вращаться с усилием в бобышке поршня, но легко вращаться во втулке верхней головки шатуна.

Некоторые производители рекомендуют снимать и устанавливать поршневой палец при помощи специального приспособления.
Изображение
Но в своей практике я пользовался более простым приспособлением:
Изображение
Его легко можно изготовить из подручных средств: куска толстостенной трубы диаметром около 3/4-1" и длиной 60-70 мм (у меня толщина стенки 2-3 мм, точнее не помню), болта М10, длиной ~150мм, гайкой М10 и различного калибра шайбами. Главное, чтобы внутренний диаметр трубы был чуть больше диаметра пальца и чуть больше его длины, длина болта должна быть достаточной чтобы пройти "сквозь" трубу и поршень.
Ниже схематичная картинка "как это работает". Не совсем удачная, но суть отображает.
Изображение
Важно! Если палец не получается вынуть/поставить руками, как это делал Лев, то обязательно нужно использовать съемник! Выбивать его нельзя! т.к. ударные действия не только на палец, но и на другие элементы ШПГ, могут привести к плачевным последствиям, а съемник обеспечивает "плавный" выход/посадку поршневого пальца.
Иногда поршневой палец устанавливается с установленным зазором и во втулку верхней головки шатуна и в отверстия бобышек поршня. В этом случае нагревать поршень нет необходимости, и палец легко вращается при комнатной температуре и в верхней головке шатуна и в бобышках поршня.

И не забывайте о стопорных кольцах!!!
В заключении хочется сказать, что и я и Лев были по своему правы, но в данной статье мы постарались донести до читателя всё возможные нюансы. Надеемся данная статья будет для Вас полезна.

Более подробную информацию по данной теме и не только можно найти в этой статье http://autology.jimdo.com/%D1%83%D1%81% ... %B5%D1%86/
werwoolf
 
Сообщения: 616
Зарегистрирован: Пн сен 22, 2014 1:19 pm
Откуда: Старый Оскол

Re: Хитрости при замене поршневого пальца

Сообщение LevS » Чт дек 08, 2016 3:31 pm

Ёмко и информативно! Спасибо!

P.S.: Но от себя добавлю, что имею некоторое количество новых поршней фирма AE и ВСЕ плавающие пальцы можно (НЕ без усилия и НЕ без смазки) установить-снять голыми руками, разумеется, сняв стопорное кольцо :-)
LevS
 
Сообщения: 1599
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2009 10:15 pm
Откуда: Болгария, с. Аврен

Re: Хитрости при замене поршневого пальца

Сообщение werwoolf » Чт дек 08, 2016 3:38 pm

LevS писал(а):Ёмко и информативно! Спасибо!

P.S.: Но от себя добавлю, что имею некоторое количество новых поршней фирма AE и ВСЕ плавающие пальцы можно (НЕ без усилия и НЕ без смазки) установить-снять голыми руками, разумеется, сняв стопорное кольцо :-)

Так об этом говорится в конце статьи:
Иногда поршневой палец устанавливается с установленным зазором и во втулку верхней головки шатуна и в отверстия бобышек поршня. В этом случае нагревать поршень нет необходимости, и палец легко вращается при комнатной температуре и в верхней головке шатуна и в бобышках поршня.
werwoolf
 
Сообщения: 616
Зарегистрирован: Пн сен 22, 2014 1:19 pm
Откуда: Старый Оскол

Re: Хитрости при замене поршневого пальца

Сообщение LevS » Чт дек 08, 2016 3:41 pm

werwoolf писал(а):
LevS писал(а):Ёмко и информативно! Спасибо!

P.S.: Но от себя добавлю, что имею некоторое количество новых поршней фирма AE и ВСЕ плавающие пальцы можно (НЕ без усилия и НЕ без смазки) установить-снять голыми руками, разумеется, сняв стопорное кольцо :-)

Так об этом говорится в конце статьи:
Иногда поршневой палец устанавливается с установленным зазором и во втулку верхней головки шатуна и в отверстия бобышек поршня. В этом случае нагревать поршень нет необходимости, и палец легко вращается при комнатной температуре и в верхней головке шатуна и в бобышках поршня.


Я именно хотел упомянуть продукцию AE.
LevS
 
Сообщения: 1599
Зарегистрирован: Сб фев 14, 2009 10:15 pm
Откуда: Болгария, с. Аврен


Вернуться в Мастерская

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron