Сообщество любителей и владельцев винтажных автомобилей итальянского производства

Канадский феномен. Взлет и падение Alfa Romeo Montreal.


Год 1967. Pink Floyd выпускают свой дебютный альбом и мигом врываются на верхние строчки британских чартов. Израиль выигрывает «6-дневную войну» в Румынии к власти приходит Чаушеску в Боливии погибает Эрнесто Че Гевара. Audi готовится к премьере первого поколения «сотки» японский Civic существует пока лишь на бумаге а европейским «Автомобилем года» становится FIAT 124.

В канадском Монреале тем временем открывается международная выставка Expo'67. Первоначально планировалась, что Expo'67 пройдет в Москве и будет приурочена к 50-летию Октябрьской революции. Однако СССР отказался по политическим мотивам, и выставку было решено провести в Канаде. Мировая выставка отметилась рекордной посещаемостью (более 50 миллионов человек), а среди ее почетных гостей были королева Великобритании Елизавета II, президент США Джонсон, Жаклин Кеннеди, президент Пятой Республики де Голль. Именно в 1967 году, в Монреале, в рамках Expo'67 состоялась презентация Alfa Romeo Montreal.

Концепт
Прототип был построен давним партнером «Альфы» — Bertone. Компания в то время находилась в кризисе и как могла старалась привлечь на фирму новые заказы (их количество стало уменьшаться, после того как Alfa занялась самостоятельными разработками в собственном Centro Stile). Концепт Bertone 67 года был просто красивым манекеном — техническая начинка, в частности 1,6-литровый 4-цилиндровый двигатель Alfa Romeo Giulia Sprint GT, не соответствовала классу авто. Но выглядел автомобиль просто потрясающе!

Как это часто бывает, первоначально «Альфа Ромео» и не думала запускать модель в серию. Задуматься об этом итальянцев заставила только теплая реакция публики

С названием, кстати, определились не сразу — на Expo'67 концепт кроме лейблов Alfa Romeo не имел никакого обозначения. Оптимальный вариант лежал на поверхности, да и не заведено в Alfa «заморачиваться» с именами (достаточно вспомнить Alfasud — «южная альфа» — которая была названа по месту расположения завода). К тому же, с подачи прессы по всему миру автомобиль уже был известен как The Montreal.

Дизайн
Автор дизайна кузова Montreal — Марчелло Гандини. Среди его работ — такие шедевры, как Lamborghini Miura, Countach & Diablo, Alfa Romeo Carabo, Maserati Quattroporte IV, Bugatti EB110 и BMW 5 E12. Именно Гандини, кстати, определил в свое время дизайн БМВ на многие годы вперед концептом BMW 2200ti Garmisch (1970г.). Так что неслучайно БМВ и Альфы 70-х так похожи. Но особенно авторский почерк Гандини прослеживается в паре Montreal — Miura. Если взглянуть на эти два автомобиля, то можно найти немало общих черт. Это и длинный «горбатый» капот, и характерный изгиб подоконной линии, и, конечно, «реснички» передних фар и прорези воздухозаборника на задней стойке. Безусловно, самое интересное в дизайне Montreal — решение передней светотехники. Четыре круглых фары задвинуты глубоко под наплывающий сверху капот и наполовину прикрыты полупрозрачными «ресничками». «Реснички», кстати, окрашивались либо в цвет кузова, либо в черный; убирались они автоматически при включении фар. На прототипе «ресничек» было по паре с каждой стороны, в серийном же варианте их объединили. В целом, передняя часть серийной Alfa Romeo Montreal выглядит более агрессивно и лаконично.


При взгляде на Montreal сбоку внимание привлекает характерная подоконная линия. «Как у Ferrari Enzo!» — скажете вы, но на то время это было решение ala Miura. Еще более необычно выглядели 6 полосок воздухозаборника на задней стойке — одна из фирменных «фишек» маэстро Гандини.
Обращает на себя внимание и необычная конструкция дверных ручек — они были лишены привычного хвата и замаскированы. На серийном автомобиле от этого нестандартного решения откажутся (чтобы вспомнить о нем спустя 30 лет при разработке Alfa 156).


Интерьер Montreal — настоящая квинтэссенция классического альфовского стиля. Утопленные в раздельные колодцы приборы, трехспицевый деревянный руль и лаконичное торпедо создавали спортивную атмосферу, как и положено интерьеру настоящего итальянского GT. Глубокие «ковши» кожаных кресел, тонкие штрихи из полированной стали и гоночная схема переключения передач только усиливали «cuore sportivo».


Серийная версия была подготовлена довольно быстро, и уже 12 марта 1970 года Alfa Romeo Montreal дебютировал на автосалоне в Женеве. Если изменения в дизайне по сравнению с прототипом были минимальными, то в техническом плане это был совершенно иной автомобиль. Под капотом скрывалась главная новинка: 2,6-литровый V8 от суперкара Alfa Romeo 33 Stradale (именно с этой моделью «Альфа» громко вернулась в мир автоспорта). Естественно, двигатель был немного дефорсирован — под капотом Montreal он выдавал 220 л. с. (в оригинальном варианте для 33 Stradale мощность составляла все 350 «лошадок»). Его характерные особенности:
•8 цилиндров расположены под углом 90 градусов, объем 2593 куб. см.
•Блок двигателя выполнен из легкого сплава.
•Коленвал сделан из кованой стали, а шатуны — из сплава вольфрама.
•Система смазки с сухим картером.

С таким агрегатом Alfa Romeo Montreal развивал максимальную скорость 220км/ч (225 — по данным журнала Quattroruote, который проводил собственные тесты в 1971 году), а ускорение до 100 км/ч занимало всего 7,1 сек.

Сейчас, спустя 40 лет после премьеры, можно сказать смело: двигатель у итальянских инженеров получился превосходный! Это был один из лучших V8 своего времени, по техническому уровню не уступавший аналогам от Lamborghini или Ferrari. Вариантов трансмиссии был только один — ?5-ступенчатая механика производства ZF (использовалась также на Aston Martin DBS). Останавливать мчащийся Montreal были призваны вентилируемые дисковые тормоза.

Специальные версии
Заводским спортивным подразделением Autodelta (не путать с британской Autodelta, которая занимается тюнингом Alfa Romeo) в 1973году была выпущена версия Montreal с 3-литровым мотором, мощностью 370 л. с. В открытую продажу эта версия так и не поступила, хотя было выпущено несколько машин для участия заводской команды в кузовном чемпионате. Из-за неудач пилотов гоночных успехов Montreal так и не достиг, и в итоге проект был свернут. Но все же, как минимум один из этих нескольких 3-литровых Montreal сохранился до наших дней. Ищите на немецком рынке!

Стоимость
В 1970 году новенький Montreal стоил 35 — 40 тысяч немецких марок (около 6000 фунтов на Британских островах). Примерно за такую же сумму (или чуть дороже) можно было заполучить Maserati Ghibli 4.7 V8 (за счет более мощного мотора Ghibli выигрывал несколько десятых в динамике разгона — 6,5 против 7,1 у Montreal). Экстремальная Ferrari Daytona стоила дороже (от 22 тысяч долларов). Самый доступный Porsche — 914 — в Великобритании стоил 2,3 — 2,5 тысяч фунтов, «нормальный» 911-ый — 3300 тысяч фунтов. Самый «крутой» Opel GT (с двигателем 1,9 л. мощностью 90 л. с.) оценивался в Германии в 13500 марок. На одном уровне с Montreal находились цены на полноприводный Jensen FF (первый серийный автомобиль с самоблокирующимся межосевым дифференциалом; оснащался крайслеровским V8 с 325 «лошадками»). Ну а те, кому было жалко отдавать за Montreal «кругленькую» сумму, обращали внимание на более доступный Jaguar E-type (около 2 тысяч фунтов в Британии).

Несмотря на общеизвестное утверждение («Альфа — машина для одиноких мужчин»), Montreal был просто создан для прогулок с прекрасной спутницей

В настоящее время подержанные Montreal можно встретить на европейском рынке. На самом крупном — немецком — за Montreal в удовлетворительном состоянии просят не менее 19-20 тыс. евро («машинокомплекты», которые регулярно появляются по цене в пару тысяч евро в расчет не берем), наиболее ухоженные экземпляры оцениваются в 40 — 60 тысяч евро. За такие же деньги можно подобрать себе Ferrari Dino или Maserati Ghibli тех лет. По данным Федерального Транспортного Управления, в Германии зарегистрировано 135 экземпляров Alfa Romeo Montreal.



Наследие
Несмотря на отличный дизайн и продвинутую техническую начинку, традиционно слабый маркетинг Alfa Romeo поставил крест на популярности Montreal. В течение 7 лет производства не было попыток ни провести рестайлинг, ни оснастить машину еще более мощным двигателем (для Alfa это не составило бы особого труда). В результате, за 7 лет производства было выпущено 3917 автомобилей. На самом деле, производство кузовов прекратили еще в 1974, годом позже были свернуты и остальные производства.


Через пару лет у Alfa Romeo начнется черная полоса, компания попадет под крыло FIAT и будет выпускать уже совершенно другие автомобили. О мощном купе класса GT придется надолго забыть. Компания будет строить интересные концепты (да и Bertone активно будет предлагать свои разработки — вспомним Delfino), но до серийного производства дело так и не дойдет. Последние надежды на возвращение 8-цилиндровых Alfa рухнули после того, как шикарный концепт Brera (c V8 под капотом) превратился в скромную Brera 3.2 V6. В настоящее время единственной 8-цилиндровой Alfa Romeo является 8с Competizione (двигатель, правда, разработан Ferrari — Maserati). Но ограниченный тираж (500 автомобилей) сводит вероятность увидеть это шикарное купе на наших улицах к минимуму.

Неизвестный автор (позаимствовано с сайта www.lastochka.by)